ДАУР ЗАНТАРИЯ

Биографическая справка

ЗАНТАРИЯ ДАУР БАДЗОВИЧ (25. V. 1953, с. Тамыш, Очамчырский р-н – 2001, г. М.) – абхазский писатель, прозаик, поэт, публицист. Писал на абхазском и русском яз. Чл. СП СССР (1984) и СП Абх.
Окончил филологический ф-т Сух.ГПИ (1975), Высшие курсы киносценаристов в М. (мастерская В.И. Ежова – автора сценариев к фильмам «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни» (1984).
В 1977-1981 работал в абхазском детском журнале «Амцабз» («Пламя»), в 1988-1992 – в Фонде культуры Абхазии. Поддерживал дружеские контакты с Ю. Кузнецовым, А. Битовым, Ф. Искандером, Т. Бек, М. Москвиной и др. Творческую жизнь писателя условно можно разделить на два периода: домосковский (до середины 1990-х) и московский (с 1996). В рамках первого периода писатель создавал произведения (стихи, рассказы, повести, очерки) на абх. яз., изредка – на русском (стихи, напечатанные в коллективном сб. «Аукцион», Сухуми, 1990; газ. «Эхо Абхазии», 1995, № б, ст.: «Волшебное путешествие с Юрием Ковалем» – в «Педагогическом калейдоскопе». 1994; «Три свидания с домом» – в «Литературных новостях», 1993, N9 51-52. Некоторые ранние стихи 3. были опубликованы в 1976 в ж. «Алашара» (N9 2), затем, в этом же жур. в 1983 (№ 1). В 1976 на стр. «Алашара» (№ 5) появился один из его ранних рассказов – «Куаста». В это время он усиленно изучает историю Абх., особенно эпоху Кавк. войны. Заметным явлением в тв-ве 3. и лит. жизни Абх. 1980-х стали его ист. повести и рассказы «Князь хылцысов», «Судьба Чу Якуба», «Следы зубров», «День певца», к-рые впервые были опубликованы в ж. «Алашара». Они вместе с ист. повестью «Енджи-Ханум, обойденная счастьем» и рассказами «Косуля», «Ранним утром» составили сб. «Нар улбааит» (1984). Ист. повести 3. – значительный вклад в развитии жанра в нац. лит-ре. В этих произв. писатель творчески использовал эпические повествовательные традиции абх. фольклора в сочетании с традициями абх. и мировой психолог., прозы. В повестях отражены особенности эпохи Кавк. войны, этнопсихология людей, традиционная культура, истоки и причины трагедии горцев – выселения в Турцию. Все основные персонажи (Чу Якуб, Гечба Рашит, Енджи-ханум, Н. Раевский, А. Бестужев-Марлинский) – ист., они новые в абх. лит-ре. Трагедия героев – эта трагедия самого народа, к-рый оказался между двумя соперничавшими империями: Рос. и Османской. Обостренное чувство свободы не позволяло горцам сложить оружие. Вместе с тем, отсутствие единства как внутри этносов и субэтносов, так и между родственными народами и обществами, внутренние конфликты, месть, предательство, торговля людьми и т.д. тоже играли негативную роль, уничтожали народ. Эти проблемы не обошёл автор. Впоследствии свои взгляды на ист. события XIX в. 3. открыто выразил в докл. на конф. молодых историков Кавк. в АГУ весной 1990. Докл. под названием «Кавказская война и беженцы» был опубликован после смерти писателя в его книге «Мир за игольным ушком». В конце 1970-х – 1980-х написаны рассказы «Старуха, сидевшая у окна», «Дзыдзлан», «Конфетное дерево», «Священник Иоанн», «Сахарный петух», «Абрек Матута», «Бешеная собака», «Косуля», «Чычия», «Праздник отца», «Дед Мзалей и Машина Времени», «Мзымовцы» и др.; повести «Быстроногий олень», «Феохарис», «Сувенир». Они вошли в сб. рассказов и повестей «Быстроногий олень» (1988). На основе рассказа «Сувенир» 3. написал сценарий к фильму «Сувенир» («Грузия-фильм», 1985; реж. В. Аблотия). 3. – автор сценариев к фильмам «Серебряная улица» («Грузия-фильм», 1983; режиссер Д. Нацвлишвили) и «Гроб на заказ». Сам перевел многие свои произв. на русский яз.: некоторые из них были опубликованы в моск, и сух. изданиях. 3. с семьей переехал в М., где в основном общался с либерально настроенной рос. интеллигенцией. В меру своих сил пытался сказать правду о род. народе и груз.-абх. войне 1992-1993, в к-рой он потерял немало близких людей. Тема войны нашла достойное отражение и в лирике писателя. Было разрушено род. село, очаг, уничтожены рукописи, б-ка. Очередным ударом стала смерть супруги Ларисы Аргун. Это все отразилось на здоровье писателя, жизнь к-рого оборвалась в 2001. В г. М. 3. работал обозревателем газ. «Россия», корр. ж. «Эксперт». В этих изданиях, а также в жур. «Россия», «Педагогическом калейдоскопе», «Общей газете», «Литературных новостях» и др. печатал философско– нравственные эссе и ст., поев. совр. проблемам Кавк., ситуации на Сев. Кавк. и Абх., конфликтам («Слово о научных открытиях», «Три свидания с домом», «На развалинах Горской Республики», «Простые затеи этнизма», «Война, о которой вспоминать не любят», «Встреча в Грозном (Президент Удугов)», «Выгодное миротворчество», «В войне проиграли Чечня и Россия», «Шестидневная война на реке Ингур», «Из Косова в Майкоп», «Черкесы в большой имперской игре»). Его рассказы, повести и стихи публиковались в газ. и ж. Абх. и России («Эхо Абхазии», «Литературная газета», «Общая газета», «Новая газета», «Россия», «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Сельская молодежь» и др.). В эти годы на русском языке он пишет роман «Золотое колесо»; опубликован в ж. «Знамя» в 1997 (№ N93– 4), отдельно издан в М. в 1998. История романа 3. начинается ориентировочно в середине 1980-х. Ряд его героев (русалка, священник Иоанн, абрек Матута, Григорий Лагустанович и др.) уже встречались в рассказах «Дзыдзлан», «Священник Иоанн» «Сахарный петух», «Абрек Матута», повести «Сувенир». В романе «Золотое колесо» писатель пытается художественно исследовать процесс возникновения межэтнического конфликта в Абх., его истоки. На всех уровнях повествования присутствует голос автора-повествователя, к-рый играет структурообразующую роль. По утверждению самого писателя, в романе «абхазы показаны глазами грузин, грузины – глазами абхазов, и те и др. – глазами собаки и даже павлина». М.Г. Ладария, характеризуя своеобразие худ. сознания 3., отмечает, что «в нем удивительным образом сочетается мифол. сознание, ограниченное нар. абх. поэтикой, с ультрасовременным, не признающим никаких ограничений. Именно такой синтез и объясняет суть его худ. мышления, типологически близкого к "магическому" или "фантастическому" реализму XX века, открытому для условных худ. форм, фантастики, иррациональному, подсознательному». Роман завершается началом войны в августе 1992.
Соч.: Набережная. Рассказы. Сухуми, 1981; Стихотворения // Алашара. 1976. № 2. 1983. № 1 ( на абх. яз.); Нар улбааит. Рассказы. Сухуми, 1984, (на абх. яз.); Быстроногий олень. Рассказы и повести. Сухуми, 1988, (на абх. яз.); Стихотворения // Аукцион. Сборник рассказов, стихов, статей. Сухуми, 1990; Енджи-Ханум, обойденная счастьем. Повесть / Литературная Абхазия. Сухуми, 1991, № 1. (Также: Новый мир. 1994, № 3); Паха. Дворняжка Мазакуаль и петух Арсен. (Главы из романа «Золотое колесо») // Россия. 1996, декабрь; Кремневый скол / Дружба народов. 1999, №7; Золотое колесо. Роман. М., (1998); Колхидский странник. Екатеринбург, 2002; Мир за игольным ушком. (Поэзия. Проза. Публицистика. Дневники) Составители В.Зантариа, С. Арутюнов. Сухум, 2007.
Лит-ра: Авидзба В.Ш. Возможности исторического произведения // Алашара. 1988. № 2 ( на абх. яз.); Зантария Д.Б. Колхидский странник. Екатеринбург, 2002; Бек Т. Огонь в очаге // Колокол. 2003. № 2; Гургулиа Б.
Творческие портреты. Учебное пособие. Сухум, 2004, ( на абх. яз.); Зантария Д.Б. Мир за игольным ушком. (Поэзия. Проза. Публицистика. Дневники (Воспоминания и статьи о творчестве Д.Б. Зантария) Составители
Зантариа, С. Арутюнов. Сухум, 2007.

Вячеслав Бигуаа,
доктор филологических наук ( ссылка на составителя биографии обязательна)

 

Вернуться в начало