ГЕОПОЭТИКА КАК МОДУС ПОЭТОЛОГИИ*
Тезисы
-- Поэты всегда завоевывали столицы. Идея Сида,
как я понимаю, в том, чтобы поэты создавали
столицы, где захотели. Однако для того, чтобы
стать столицей, нужно завоевать весь мир. Тут по
большому счёту ничего не меняется. Хотя этот
новый постмодернистски-центробежный оттенок
безусловно важен для постиндустриального мира
информационных технологий.
-- Поэтология сейчас занята созданием карты
современной поэзии. Геопоэтика, таким образом,
становится её частью, модусом. Но и сама
поэтология должна рассматриваться как модус
геопоэтики, общие принципы которой можно
распространить на всё современное искусство, не
только на поэзию.
-- В начале 90-х любопытные опыты в
геопоэтическом роде проделывал Павел Митюшёв.
Все, наверное, помнят его карту, в которой
литературные кружки, группы, отдельные имена
поэтов превращались в топонимы, связанные друг с
другом сложной системой коммуникаций. В схеме
можно было в принципе учитывать любые события,
переводить их, так сказать, в пространственное
измерение. Возникало действительно некое
подвижное поэтическое пространство. Однако это
пространство ограничивалось лишь московской
поэтической тусовкой, главным образом клубом
"Поэзия".
-- Непревзойдённым геопоэтическим трудом наших
дней остается "Лагуна"** Кузьминского.
Структура её, как известно - во многом
географическая. Питер, Москва,
Киевско-Харьковский том, Южный том
(Кишинёв-Одесса), провинция... Дело, конечно, не в
географии, а в общем социально-художественном
контексте. Кузьминский хорош тем, что он в
соответствии со своей романтической концепцией
"жизнетворчества" предельно сосредоточен
на контексте, пусть даже речь идёт всего лишь о
"дрязгах, склоках и бабах". В любом случае
пространственно-временная укоренённость
контекста превращает его в своего рода топоним,
кружок на карте, к которому подведены
коммуникации: традиции, влияния, просто
отдельные события и т.д. "Лагуна" - это и есть
описание коммуникаций и общего рельефа
поэтической местности.
-- Современное культурологическое мышление с
необходимостью приходит к геопоэтике.
Пространственное сознание давно уже
картографично, но там, где обычный глаз видит
схему метрополитена, транспортные развязки,
административные центры краёв и областей,
художник и/или культуролог, вообще любой человек,
не чуждый искусству, видит имена, даты, стихи,
прозу, картины, видит живые, действующие
контексты. В принципе всё это выстраивается в
некую схему, в своеобразную культурную карту
мира.
-- На первом плане, как уже говорилось - вопрос
коммуникаций, взаимодействия контекстов. У этой
проблемы два аспекта. С одной стороны,
постмодернистское радикально-плюралистическое
мышление, основанное на идее децентрализации,
общего равноправия и множественности, дробит
контексты и настаивает на их суверенности. С
другой стороны, постмодернизм, хочет он того или
не хочет, сам стремится стать генерализующим
контекстом и вопреки своим собственным
установкам неизбежно вводит запрещённые вроде
бы иерархию и оппозиции. Я думаю, противоречия
тут особенного нет. Просто надо исходить из
реальности. Геопоэтика вообще - это создание
новых контекстов. Геопоэтика в поэтологическом
или культурологическом модусе - это адекватное
описание динамического взаимодействия уже
созданных контекстов. Задача непростая, но
вполне выполнимая.
* Поэтология - "инонаука" (термин С.
Аверинцева) о современной поэзии.
** "Антология новейшей русской поэзии у
Голубой Лагуны", издававшаяся в тамиздате в
первой половине 80-х. Составители Константин К.
Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. ("The Blue Lagoon
anthology of modern russian poetry", "Oriental research partners",
Newtonwill, Massachusets, 1980-86) |