ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ.
Партия Зеркальных как беспредел всемирной
отзывчивости
Производственный очерк (1)
"И понял я, что жизнь моя мала,
Что основное в жизни - ЗЕРКАЛА..."
Станислав КРАСОВИЦКИЙ
"Притворимся зеркальными"
Виктор КУЛЛЭ
24 февраля 1995 года жители и гости столицы Крыма
стали свидетелями необычного зрелища - по улице
Пушкинской не спеша прохаживались известный
поэт Игорь Сид и не менее известный художник
Виктор Бабанин, вооружённые транспарантами и
увешанные зеркалами, в которые то заглядывали
сами, то приглашали посмотреть озадаченных
прохожих. Надписи на плакатах извещали о
возникновении новой, не политической, а
ПОЭТИЧЕСКОЙ партии - Партии Зеркальных. Быстро
создалась толпа и, оживлённо беседуя, стала
следовать по пятам за возмутителями спокойствия.
Инцидент документировался фотокорреспондентами
и съёмочной группой Крымского телевидения. За
объяснениями происходящего мы обратились к
одному из виновников торжества - Игорю Сиду. Вот
что он нам поведал (2):
"Поэтическая Партия (от греческого
"poietikos" - "творческий" и латинского
"pars" - "часть") - это не политическая
организация и вообще не организация, а просто
совокупность всех людей художественного склада,
т.е. часть человеческого общества, склонная к
творческому самовыражению, самоанализу,
рефлексии. В отличие от политических партий, коих
много в любой стране, Поэтическая Партия у
человечества может быть только одна - это явление
международное, внегосударственное и
вневременное, она существовала во все века
человеческой истории и просто не всегда
сознавала себя как единое целое и не называла
себя этим термином. У всегда существовавшего
явления не может быть основателей, могут быть
лишь ОСОЗНАТЕЛИ.
Поэтическая Партия впервые осознала себя
в конце 1994 года в Крыму, осознателями её стали
участники крымско-московской поэтической группы
"Полуостров". Разумеется, член Поэтической
Партии вовсе не обязательно является поэтом,
художником и т.д., но наоборот, каждый хотя бы
изредка пишущий стихи, уже по определению - член
Поэтической Партии, ибо творчество помогает нам
наилучшим образом постигать самих себя. Если
цель любого политика - это власть, то цель поэта
или художника - свободное творчество и
самосовершенствование. Движущая сила
политических партий - социально-экономические
интересы и амбиции, ВОЛЯ К ВЛАСТИ;
Поэтическая же партия движима амбициями
культурными, творческими, АВТОРСКОЙ
ВОЛЕЙ, силой духовного авторитета. Наиболее
чётко это выразил еще в начале ХХ века видный
деятель Поэтической Партии Велемир Хлебников:
"Я НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА НЕ БУДУ
ПРАВИТЕЛЕМ!"
Дело, думается, не только в эскапизме и
брезгливости, испокон века присущих
поэтическому образу мысли и образу жизни. В эту
солнечную зимнюю пятницу, вопреки всем
эсхатологическим обстоятельствам, вдруг
захотелось верить, что догнивающая
интеллигенция смогла предложить на последнем
издыхании какие-то новые пути духовного поиска и
самоидентификации... Во всяком случае, стало ясно,
что пресловутая всемирная отзывчивость,
артикулируемая через европейски броские
лозунги, способна дать и определённые интересные
эффекты. Сид:
"У многих политических партий есть
свой символический цвет: экологисты - партия
зеленых, коммунисты - красные,
национал-социалисты - коричневые, либертарианцы -
розово-голубые. Подбирая для Поэтической Партии
"визуальный эквивалент", её осознатели
решили выйти за рамки цветового спектра.
Поскольку символ самопознания - зеркало,
Поэтическая Партия, или Партия Зеркальных, может
творчески (а значит и критически) отражать любой
цвет - зеленый, красный, коричневый и т.д.,
оставаясь сама при этом зеркально чистой.
Впрочем, критика для зеркальных - не самое
главное, на первом месте, разумеется, самокритика.
NOSCE TE IPSUM ("познай самого себя") -
говорили античные философы и, следуя всю жизнь
этому правилу, достигали внутреннего и внешнего
совершенства. Нынешнее же человечество изрядно
подзабыло древнюю мудрость и, не задумываясь о
своем пути, забрело на самую грань экологической,
военной, духовной катастрофы. Поэтому
задача Поэтической Партии в современном мире -
личным примером побуждать общество к
тщательному самоанализу. Ведь если
вдуматься, даже утреннее умывание перед зеркалом
- лишний повод поразмыслить любому из нас: а
правильно ли я живу?.."
...Очевидно, эти высокие материи остались всё же
не вполне понятны отдельным нерефлексирующим
гражданам. Не обошлось без курьёзов - запомнился
некий неопрятного вида человечек, донимавший
зеркальных вопросами типа: "А что ваша партия
сделала для улучшения жилищных условий
пенсионеров?!" Терпеливые Сид с Бабаниным
молча поднесли трюмо к лицу любопытствующего...
Может быть, это и есть лучший ответ на все
вопросы? (3)
* * *
...Какова будет дальнейшая судьба этой забавной
и, безусловно, весьма многообещающей инициативы?
Захваченные реализацией множества новых
проектов и идей,
осознатели-"полуостровитяне" пока оставили
раскрутку Партии Зеркальных (включая несколько
задуманных, но не осуществленных акций), ожидая,
когда до этого снова дойдут руки. При подключении
же к этому, так сказать, депонированному проекту
других активных исторических деятелей, на наш
взгляд, в любой момент может начаться цепная
реакция коллективного творчества. Возможно,
достаточно одного "мозгового штурма" с
участием осознателей, и проект "выстрелит"
фейерверком разнообразных результатов! Пока же
приведем небольшую цитату из имеющейся на эту
тему прессы (газета "Утро Россiи" от 16 марта
95, статья "Королевство крымских зеркал"):
"...Первой симферопольской акции ПП (ПЗ)
предшествовала "нулевая", которую г-н Сид
безуспешно пытался осуществить в Москве,
планируя прорваться через оцепление и, распахнув
дверцы лимузина Ельцина, поднести "свет мой
зеркальце" к лицу российского президента.
Целью акции было пробудить в последнем
осмысление своих действий, в частности в Чечне.
Но друзья силком увели несостоявшегося
"террориста" от неизбежной опасности для
жизни".
Февраль 1995 - апрель 1996г., г. Симферополь.
(1) За основу для текста доклада автором
взят его собственный производ-ственный очерк в
"Таврических ведомостях" от 4.03.95.
(2) Две нижеприведенные цитаты взяты из
программных документов ПП (ПЗ).
(3) Дополнение к очерку о
зеркальных...(Сноска добавлена автором по нашей
просьбе много позже конференции, 8.01.1997,
экспромтом: прим. сост.) Окружающая нас
реальность, как известно, слагается из
"явлений" и стоящих за ними "смыслов".
За ними, смыслами, открывается чистый мир идей,
платоновских "эйдосов". Таким образом,
зеркало (или даже так - ЗЕРКАЛО) является в
некотором роде носителем чистого, не
замутнённого никакими субъективными
переживаниями явления. Тем более легко будет
разгадать открывающийся за этим (любым) явлением
смысл (любой).
Зеркало - символизирует
объективный подход к явлениям и смыслам этого
мира в его максимально радикализированном
виде, но и - одновременно - это самый простой
способ редуцировать высшие идеи и эйдосы до
уровня нашего понимания. До уровня обыденного
мира, когда существование предшествует сущности,
а означаемое всегда что-нибудь означает.
Человек, вставший перед зеркалом, не
только умножает свой образ, но и объективно
умножает одно из многих явлений этого мира,
избегая ненужного риска бессмыслицы и пустоты.
Зеркало не может быть пустым. Оно всегда чем-то
заполнено, а значит - всегда что-то означает.
Зеркало - это идеальный символ
"бытия-как-присутствия" (Деррида),
преодолеть который можно, только "разбив
зеркало". Но где гарантии того, что тот, кто держал зеркало, не возьмет в
руки новое? Число отражений бесконечно, конечно
лишь число земных зеркал; не говоря уже о том, что
функции зеркала может выполнять любое
человеческое лицо.
Поучительны те семантические
метаморфозы, которые ЗЕРКАЛО, как "зеркало",
претерпевает в человеческой истории и культуре.
Зеркало - это атрибут благоразумия (самосознание
заглядывающего в него змея); голой истины
(зеркало не может обмануть); зрения (как одного из
пяти чувств); гордыни (зеркало, отражающее
сатанинский образ)... Зеркало является атрибутом
не только Венеры (тут может быть и пейоративный
оттенок, - не только красота, но и распутство), а и
Психеи, души.
Думается, что именно "психическая"
трактовка зеркала нам наиболее интересна. (...)
Мотивы зеркала неоднократно
обыгрываются Борхесом (что естественно; не менее
естественно и то, что в конце концов Борхес
слепнет). (...)
Зеркало, как мы уже видели, может
не только "суммировать" смысл явлений, но и
искажать их смысл (кривое зеркало) и таким
образом влиять на любые семантические формы. В
конце концов - зеркалом мог бы являться язык, если
бы главной его целью было отражение
действительности и транслирование этой
действительности на максимально большое
семантическое расстояние. Этого не происходит.
Зеркальные функции языка могут найти себе
применение в утилитарных стратегиях (в
коммуникациях, либо в математических языках), но
не более того. И слава Богу! Значит, есть ещё
что-то, что зеркалом не является, пусть это и не
спасает язык от множества чётких, но бесплодных
отражений.
Возможно, в акции Сида-Бабанина
есть некий более важный, более завуалированный,
более призрачный смысл, чем может показаться
на первый взгляд. Возможно, попытка обратиться
к миру с зеркалом, т.е., в какой-то степени,
приставить зеркало к Зеркалу "зеркала" - это
попытка найти за отражениями некую первичную
реальность, стоящую за этим несовершенным миром
слов, людей, функций, явлений и смыслов.
Гарантирован им успех или нет - не имеет значения.
Отражения имеют загадочное свойство - порождать
себе подобные феномены (как рябь на воде). Если
Сид с Бабаниным не ошиблись в выборе места и
времени своей акции - дело сделано: рябь уже
пошла, ряд отражений уходит в бесконечность и
приближается к бесконечности.
Могли ли ОПЫТНЫЕ ЮНОШИ
предвидеть метафизические масштабы своего
якобы-перформанса? Если да, то всю
ответственность за содеянное им придётся взять
на себя. Впрочем, даже не им, а тем парафизическим
отражениям, зеркальным двойникам наших героев,
множащееся войско которых марширует нынче в
неизвестном направлении в мире грёз,
первообразов и идеалов. В мире зеркально чистых
идей и множащихся эйдосов. Если они встретят там
Платона, то пусть не забудут передать ему привет
от всех, кто не является отражением. Т.е. - от нас,
отражающегося в зеркалах меньшинства. Наших
отражений - гораздо больше. Таким образом, Партия
Зеркальных должна взвалить на свои плечи еще
одну заботу - защиту наших отражений от нас самих,
защиту подобий от оригиналов, скромную помощь
копировальным устройствам (ксероксам, факсам и
магнитофонам, фото- и киноаппаратам) - если это в
её силах, конечно. (...) |