Агора' (гр.) - первоначально
"собрание", "площадь для собраний", в
дальнейшем "городская площадь", "рыночная
площадь". Акмэ' (гр. "Остриё",
"Оконечность") - название о. Тузла
в античное время.
Аксёнов, В.П. - см. "Остров Крым".
Акционизм, акционное искусство
(англ. action art "искусство действия") - общее
название таких форм искусства 60-х и т.д. годов, как
хэппенинг, перформанс,
искусство процесса, искусство демонстрирования
и др., смысл которых не в создании статичных форм,
а в организации, провоцировании, демонстрации
событий, процессов, художественных жестов, акций,
представлений.
"Альтернативная космонавтика"
- творческое содружество крымских художников (по
названию картины Д. Филова, 1989).
Андеграунд, реже
андерграунд (англ. underground "подземелье,
подполье") - общепринятый в мире термин для
обозначения "неофициального", социально
независимого искусства, не ангажированного ни
коммерческой сферой, ни государственной властью;
в бывшем СССР подразумевался именно второй
оттенок, продиктованный прежде всего
невозможностью для свободного творца
адаптироваться к тоталитарной системе.
Аристоник (Олинфский), кифаред из
Олинфа - см. трепетное отношение
боспоритов к искусству.
Африка (Сергей Бугаев) -
петербургский художник-концептуалист (широкой
публике известен скорее как исполнитель
трагической роли крымского музыканта в фильме
"Асса"), автор проекта "Крымания".
Баптистерий (гр. baptizo "купаю,
крещу") - в христианстве: помещение, где
совершается крещение (водой).
Бойс, Йозеф (1921–86) - немецкий
художник, один из законодателей искусства ХХ
века. Известные до него экспериментальные жанры перформанса и инсталляции
разработал и возвёл в ранг популярнейших
направлений в современном мировом искусстве.
Творчество Бойса имеет определённую
биолого-экологическую направленность.
Классическими являются такие его произведения,
как перформансы "Очищение" (заметание
площади Карл-Маркс-плац в Восточном (разумеется)
Берлине 1 мая 1972, "7000 дубовых деревьев"
(насаждение ровно такого их количества в
июне-сентябре 1982 в рамках немецкого фестиваля
"Документа-7" в Касселе), "Мне нравится
Америка, я нравлюсь Америке" (трёхдневное
обитание в одной комнате и питание из одной миски
с койотом), "Объяснение искусства мёртвому
зайцу" и т.д. Для инсталляций основными
материалами Бойсу служили вещества
биологического происхождения - мёд, жир, войлок и
т.д; общеизвестна в мировых художественных
кругах история спасения раненого Бойса жителями
Крыма (считается, что крымскими татарами) в дни
Второй мировой войны.
"Борзовка" - дикий
(палаточный) лагерь любителей и исполнителей
авторской (т.е. бардовской) песни на мысе Варзовка
близ Керчи, организуемый ежегодно в июне-августе
с начала 1980-х гг. энтузиастом и знатоком жанра Юрием Черноморченко.
Боспориты, Боспорское царство
- см. Боспор.
Боспор, Боспор Киммерийский (гр.
Bosporos - букв. "Бычий брод") - древнее название
Керченского пролива (в отличие от Боспора
Фракийского, - ныне Босфора). Боспором
(первоначально - Пантикапеем)
назывался также античный город на территории
нынешней Керчи - столица эллинистического Боспорского царства, объединявшего
Восточный Крым и север черноморского побережья
Кавказа. Боспориты - в античных
текстах жители Боспора либо Боспорского царства,
в современных - участники Боспорского форума.
Боспорский форум современной
культуры - международный культурологический
семинар-фестиваль в Крыму, представляющий собой
разноплановую, с включением элементов серьёзной
науки, эстетико-интеллектуальную игру на тему
переосмысления, в свете конца XX века, античного
культурного наследия. Первые три Форума
проходили в г. Керчи (см. Боспор) и на о. Тузла, программа дальнейших
Форумов будет представлять собой турне
участников по основным городам Крыма, начиная и
заканчивая - по традиции - Боспором-Керчью.
Бук-арт (англ. "искусство
книги") - жанр искусства, создание уникальных,
нетиражируемых книг.
БФ–1, БФ–2, БФ–3 и т.д. -
аббревиатуры от Боспорский форум;
не путать с клеем!..
Виртуальный (лат. virtualis) -
"возможный", такой, каким может проявиться
при определённых условиях; виртуальная
реальность - правдоподобная имитация
реального или фантастического мира, созданная
путём компьютерного моделирования.
Внешнее море - в античной
картографии Атлантический (а как теперь
выяснилось, и вообще Мировой) океан, т.е. - море за Геракловыми Столпами (см.), за
пределами средиземноморского мира.
Вода сухая - см. "Сухая вода".
Военные хитрости
(гр."strategika") - см. Аристоник.
Волошин, Макс (Максимилиан
Александрович Кириенко-Волошин, 1877–1932) - русский
поэт, художник-акварелист, геопоэт. Как многие
люди с геопоэтическим даром, в молодости много
путешествовал (старая Европа, Средняя Азия),
затем, купив с матерью Еленой Оттобальдовной
участок земли в Коктебеле, осел в Крыму, ставшем
для него второй родиной. Крупнейший геопоэт в
истории как крымской, так и русской культуры, -
яркая, магнетическая личность, чьё притяжение
закручивало вокруг его коктебельского дома
водоворот талантливых людей и неординарных
событий. Без сомнения, именно "воцарение" на
полуострове Волошина по большому счёту проявило
не только пос. Коктебель, но в целом Крымский
полуостров на культурной карте мира. Программа "Крым - мировой культурный
полигон" - лишь продолжение (логически
сформулированное и алгоритмизированное, с
продуманной стратегией и тактикой) дела
Волошина, его неоценимого геопоэтического труда.
Столик со скульптурной головой М. Волошина
(работы его друга Анатолия Григорьева) на
заседаниях Крымского клуба, с одной стороны,
выражает некий культ "отца-основателя",
"первого тавриолога", с другой - развивает
советскую традицию выставления на собраниях
молчаливого стража "идейной чистоты" в виде
бюста какого-нибудь бородатого основоположника.
(Аналогично, Крымский клуб лелеет замысел
поставить в Симферополе конный памятник В. Аксёнову.)
Геллеспонт - в античности название
пролива Дарданеллы. См. Программу Боспорского
форума.
Гео'глиф (гр.) - буквально
"надпись на земле". Типичными геоглифами
являются, например, гигантские наземные рисунки
в пустыне Наска в Перу. См. "LOOK TO
THE HEAVENS" и статью "Крым: предчувствие новой
мифологии" в альманахе "Крымская идея".
Геополитика, или
политическая география - доктрина (безусловно
спорная) о законах структурирования
политической карты мира.
Геопоэтика, или творческая
география (гр. poietikos "творческий") - доктрина
(пока что ещё более спорная, чем геополитика)
о законах структурирования культурной
карты мира; другими словами, теория и практика
структурирования культурного пространства. 1-я конференция по геопоэтике
прошла в Крымском клубе в Москве 24 апреля 1996 (см. "Труды и дни Крымского
клуба"). - подробнее
Геопоэт - субъект геопоэтической
деятельности, лицо, осуществляющее
географически локализованные творческие
проекты (не обязательно осознаваемые и
заявляемые как проекты, - речь идёт прежде всего
не о теоретическом обосновании, а о практической
деятельности). Термин впервые стал применяться
на БФ–3. См., напр., Волошин Макс.
"Геопоэтический
треугольник", программа - первый этап
Глобальной программы "Крым -
мировой культурный полигон" (см.). Включает
три тесно связанных геопоэтических проекта (как
дополняющие друг друга тематико-географические
компоненты игровой схемы "ретроспектива -
интроспектива - перспектива культуры"): Боспорский форум в Крыму, Крымский клуб в Москве, Футурологический конгресс в
Днепропетровске.
Геракловы Столпы - название
пролива Гибралтар в античности. По преданию,
Геракл вправду поставил там какие-то Столпы.
Глоссарий - лат. "словарь редких
или устаревших слов", от гр. glossa "язык".
Поэтому среди коренных крымчан весьма популярна
к пиву мелкая камбала глосса (в народе -
"глосик"), действительно напоминающая язык.
Гуманитарный фонд, Всесоюзный
Гуманитарный фонд им. А.С. Пушкина - первая (и
единственная такого масштаба) независимая
творческая организация, объединившая с 1989 года (в
противовес всем "творческим союзам") своей
разнообразной деятельностью большинство
крупнейших авторов бывшего андеграунда СССР.
Издавала газету "Гуманитарный
фонд", ставшую в 1990–94 гг. настоящим рупором
современной - в полном значении слова -
литературы и искусства.
Деметра (гр. "Земля-мать") - в
Элладе и эллинистических государствах богиня
плодородия и земледелия. На Боспоре - центральное
олимпийское божество; на территории г. Керчи
находится всемирно известный склеп
Деметры с её портретом.
Демиург (гр. demios "народный",
ourgos "творец") - 1) в Древней Греции свободный
ремесленник, мастер, художник; 2) созидательное
начало, созидающая сила, творец; 3) в философии
Платона - божество как творец мира.
Ди'скурс (вариант: диску'рс)
- лат. "беседа, разговор", первоначально
"беготня", "суета", "бегание
туда-сюда", "манёвр", "набег",
"движение", "круговорот",
"разветвление", "разбегание". В общем,
никто теперь не знает, что это слово
конкретно значит, хотя все кому не лень применяют
его в культурологическом, да и в любом другом
контексте. Кухонным языком выражаясь, можно
грубо определить так: "способ говорения о
чём-либо в зависимости от позиции рассмотрения
объекта". Не путать с парадигмой
(см.)!
Жертвоприношения человеческие -
см. статью "Крым: предчувствие новой
мифологии" в альманахе "Крымская идея", но
лучше не см.
Жест циклопический - см. "Циклопический жест".
"Жизнь даётся один раз, и прожить её
надо в Крыму" - известная крымская
пословица.
Инсталляция (англ., франц.
от лат. installatio буквально "установка",
"постановка") - популярный на Западе жанр
изобразительного искусства: концептуальное
произведение, состоящее, как правило, из
нескольких объектов, вступающих между собой в
определённые взаимосвязи согласно задуманному
художником сюжету или сценарию. Неординарное
сочетание тривиальных вещей выявляет в них
смыслы и качества, скрытые при обыденном
восприятии. Инсталляция - вещь одноразовая,
уникальная и при повторении обычно не
воспроизводится абсолютно в том же виде.
Ифигения - в гр. мифологии: дочь
царя Агамемнона, совершившая первое в истории
туризма путешествие в Крым (поездка с частными
целями). См., напр., драму Эврипида "Ифигения в
Тавриде". |